Вопрос Минтрансу: Куда девать пальто?

24 июля Минтранс опубликовал предлагаемые изменения в авиационные правила, касающиеся перевозки ручной клади и норм бесплатного провоза багажа. Документ, подготовленный Минтрансом можно скачать с regulation.gov.ru.

Изменения определяют нормы бесплатного провоза багажа для невозвратных билетов, т.е. речь идёт о тарифах, по которым в случае отказа от авиаперелёта, деньги пассажиру возвращаться не будут. Для таких тарифов устанавливается минимальная норма бесплатного багажа в пять килограммов. Для возвратных тарифов норма бесплатного багажа устанавливается в 10 килограммов. Однако составители документа по неизвестным причинам решили изложить изменения таким образом, чтобы окончательно всех запутать. Так п. 133 предлагается в следующей редакции:

Из текста можно предположить, что имеются в виду невозвратные билеты, т.к. вес ручной клади определяется в 5 кг, в действующих правилах в этом пункте вес ручной клади не определяется.

Но больше всего вопросов вызывает предлагаемая формулировка пункта 135:

При сравнении с действующими правилами видим, что исключены к бесплатному провозу верхняя одежда, зонты, ноутбуки, мобильные телефоны, фотоаппараты и видеокамеры. Конечно, эти вещи можно убрать в ручную кладь, но как быть с верхней одеждой и зонтами в мороз или дождь? Куда их девать, оставлять на себе или убирать в ручную кладь, а может быть в багаж? И самое главное — теперь за них придётся платить?

Запутанность и неоднозначность предлагаемых изменений вызвали в обществе бурю эмоций. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выразила возмущение предложенными Минтрансом новыми правилами провоза ручной клади, назвала запрет пассажирам бесплатно проносить в салоны самолётов книги, зонты, трости и мобильные телефоны безответственным, а опубликованный министерством документ — глупостью.

Минтранс называет предлагаемые поправки оптимизацией и, чтобы хоть как-то успокоить общественное мнение, прокомментировал подготовленный документ:

Читайте также  Проект межправсоглашения по авиабезопасности передан Египту

«Проект изменений в Федеральные авиационные правила разработан Минтрансом на основе изменений в Воздушный кодекс, и направлен на регулирование вопросов перевозки пассажиров по договору, не предусматривающему норму бесплатного провоза багажа.

В проекте, в частности предлагается установить минимальный вес ручной клади, которую пассажир может провозить на борту воздушного судна. Эта норма должна быть не менее 5 кг, а перевозчиком может быть изменена и в сторону увеличения. Также проектом предусмотрено то, что дополнительно пассажир без предъявления для взвешивания сможет провезти такие вещи как дамская сумочка или портфель, детское питание на время полета, костюм в портпледе, детская люлька при перевозке ребёнка, костыли, складная кресло-коляска для лиц с ограниченными возможностями. Оптимизация данного перечня проведена на основе исследований, выявивших наименее востребованные предметы, которые пассажиры обычно берут с собой на борт самолета помимо ручной клади.

В то же время пассажиру не запрещено убирать в ручную кладь: папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полёте, сотовый телефон, фотоаппарат и видеокамеру, что по сути всегда и находится в ручной клади у пассажира. Таким образом, перечисленные вещи могут быть включены в минимальную норму ручной клади в размере 5 кг.

Данная версия проекта в настоящее время проходит процедуру публичных обсуждений и не является окончательной. Проект изменений в ФАП будет в обязательном порядке доработан с учетом тех предложений, которые поступят от экспертов и общественности в рамках публичного обсуждения».

Из всего это очевидно, что поправки в авиационные правила, предлагаемые для снижения стоимости невозвратных билетов для единственного российского лоукостера — авиакомпании Победа, были подготовлены наспех, внимательно в Минтрансе не вычитывались, а готовившие документ люди не ставили себя на место пассажиров, которым необходимо максимально точно, подробно и доступным языком объяснить их права.

Читайте также  Гарантия полной безопасности — условие возобновления авиасообщения с Египтом

Андрей Величко,
июль 2017 г.