Росавиация готовит жёсткие меры по борьбе с авиадебоширами

Мало кто представляет, какую опасность хулиганы представляют на борту самолёта. Когда лайнер летит на большой высоте, внутри салона создаётся избыточное давление, и любое повреждение обшивки может привести к мгновенным трагическим последствиям. При этом авиакомпании перевозят 100 млн отечественных пассажиров в год — это как население целой страны.

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), 50% таких ЧП на борту самолёта связаны с оскорблениями бортпроводников, отказом хулиганов выполнять законные требования экипажа и другими формами антисоциального поведения. 11% случаев — это физическое насилие против пассажиров и стюардов, а также причинение ущерба самолёту.

При этом лишь в 23% случаев причина дебошей алкоголь или наркотики. То есть вытворяли люди на трезвую голову. И это только усугубляет ситуацию. Эксперты приводят ещё цифры: за 9 месяцев 2016 года в России зарегистрировано 1180 случаев авиадебоша в полёте. В ответ на агрессивное поведение и недисциплинированность пассажиров возбуждено 116 уголовных дел. К административной ответственности привлекли 164 пассажира, а 459 просто сняли с борта. Было бы и больше. Но, как подчеркивают аналитики, до сих пор в законе подобные ситуации чётко не прописаны. Вот почему авиаперевозчики предложили формализовать привлечение дебоширов к ответственности и ввести против них жёсткие санкции. «Круглый стол» по проблемам «недисциплинированных» пассажиров состоялся в Росавиации.

Участниками «круглого стола» выдвинуто много конструктивных предложений, которые послужат основой для выработки Росавиацией рекомендаций по решению проблем «недисциплинированных» пассажиров. Первоочередная задача определить, кто обеспечивает общественный порядок на борту воздушного судна в небе.

Большинство авиакомпаний мира официально ведут «чёрные списки» авиахулиганов. В Японии могут оштрафовать на $4800. В США от $10 000 до $25 000. В Австралии бортпроводники имеют право усмирять буянов с помощью электрошокеров. В Великобритании авиахулиган может быть наказан штрафом в размере до 5000 фунтов стерлингов в порядке упрощённого судопроизводства. Или ему грозит тюремное заключение сроком до 2 лет. За нарушение запрета курить могут потребовать до 2500 фунтов стерлингов. За брань и оскорбительное поведение в отношении членов экипажа до 2500 фунтов стерлингов. Мешаешь работе экипажа — штраф до 5000 фунтов стерлингов.

Сергей Юрьев, доктор юридических наук, президент Национальной ассоциации воздушного права:

— Посмотрим официальные сайты транспортных подразделений полиции за нынешний ноябрь. 1 ноября, Сочи: по прибытии рейса из Домодедово задержан 29-летний пьяный мужчина, который в грубой форме отказывался выполнять законные требования бортпроводника — пристегнуть ремни безопасности. Наказание — штраф одна тысяча рублей. 11 ноября, Шереметьево: 28-летний сильно нетрезвый гражданин снят с рейса Москва — Новосибирск. Штраф — 500 рублей.

Читайте также  С 15 мая начинают действовать специальные тарифы на перелёты из Новосибирска в Крым

19 ноября, Париж: на борту самолёта, летевшего из Москвы, пассажир после распития спиртного стал вести себя агрессивно, нецензурно выражался, оскорблял бортпроводников. В Париже был препровождён в полицейский участок, вернулся в Москву, где привлечён к административной ответственности — 7 суток ареста.

20 ноября, Домодедово: 29-летний «неадекват» нарушал порядок в салоне самолёта рейса Москва — Дубай, 10 суток ареста. 24 ноября, Анадырь: снят с рейса и привлечён к административной ответственности нетрезвый и агрессивный 38-летний мужчина. Штраф — 500 рублей. 28 ноября, Санкт-Петербург: по прибытии самолёта из Пунта-Кана (Доминиканская Республика) в аэропорту Пулково задержана 29-летняя гражданка, которая во время полёта не выполняла указания экипажа, нецензурно бранилась и хватала бортпроводников за одежду. Составлен протокол о мелком хулиганстве…

Это то, о чём сказано в полицейских сообщениях. Но ведь большинство менее громких случаев остаются вне поля зрения правоохранителей. Кстати, был случай, когда «перебравшая» пассажирка пыталась пройти в пилотскую кабину, чтобы … выйти замуж за командира. Когда ей объяснили всю нереальность исполнения столь горячего желания, она «любезно» согласилась выйти замуж за бортпроводника.

Курьёз курьёзом, но все авиакомпании отмечают рост антиобщественных проявлений. Если взять среднюю статистику ведущего отечественного авиаперевозчика и условно применить её ко всем перевезённым пассажирам, то получим цифру нарушителей порядка: на борту воздушных судов приблизительно 1500 человек в год. Не допущенных до рейса раза в три больше.

Совершенно очевидно, что назрела потребность в принятии комплекса законодательных и организационных мер по предотвращению, пресечению и адекватному наказанию за «авиадебоши». Однако наши законодатели, пытавшиеся сдвинуть решение проблем с «мёртвой точки», все время натыкаются на различные возражения. К чему сводится общий смысл? Например, те же «чёрные списки» якобы очень нарушают конституционные права этих граждан. Вред другим пассажирам и экипажу почему-то не волнует. Не знают «возражальщики», видимо, и статью 55 Конституции России, которая, в частности, гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.

Читайте также  Аэропорт «Калуга» планирует существенно увеличить пассажиропоток в 2016 году

И такое ограничение полностью соответствует международным нормам. Не случайно 39-я сессия Генеральной ассамблеи Международной организации гражданской авиации, завершившаяся в октябре 2016 года, обратила особое внимание на необходимость усиления борьбы с нарушениями на воздушном транспорте.

Перевозчики ведут свои «чёрные списки» пассажиров, чтобы уделять тем, кто в них попал, более пристальное внимание, но это мера скорее психологического воздействия. О «чёрном списке», который бы стал основанием для отказа в продаже билетов, речи не идёт.

Более того, сначала надо определить, кто обеспечивает общественный порядок на борту воздушного судна в небе, настаивает Александр Нерадько. И только потом уже можно вести разговоры о «черных списках» и других мерах наказания авиахулиганов.

«Полиция приезжает на вызов и имеет право для обеспечения общественного порядка применять спецсредства, задерживать. А кто на борту воздушного судна это делает? Получается, никто», — сказал глава Росавиации. Он предложил наделить соответствующими правами экипаж самолёта.

Либо членам экипажа дадут полномочия в полёте применять меры к нарушителям общественного порядка, либо каждый борт придётся сопровождать сотруднику полиции, пока такие права есть только у полицейских, отметил Нерадько. Какой статус получат сопровождающие самолёт, пока под вопросом.

Виталий Бордунов, эксперт ИКАО, профессор:

— В отношении недисциплинированных и агрессивных пассажиров есть совершенно чёткие рекомендации ИКАО. Так, в первую очередь считается целесообразным признать право авиакомпаний не принимать к перевозке лиц, поведение которых во время регистрации и ожидания посадки указывает на наличие риска для безопасности полётов.

К таким относится любой пассажир, не соблюдающий правила поведения на борту воздушного судна. Это и отказ выполнять законные указания командира, и отказ прекратить курение или употребление алкоголя, и другие действия, ставящие под угрозу пассажиров или воздушное судно.

Что необходимо сделать, чтобы покончить с авиадебоширами? Конкретные предложения вошли в резолюцию «круглого стола» Росавиации. В частности, отмечено, что необходимо:

  • конкретизировать права командира воздушного судна;
  • изучить правовую и техническую возможность установления в пассажирских салонах воздушных судов средств видеонаблюдения в качестве средств объективного контроля, информация которых может служить в качестве источника доказательств в судебном процессе;
  • ограничить предложения спиртных напитков на борту воздушного судна (в том числе в салонах первого и бизнес-класса);
  • отнести грубые нарушения общественной безопасности на борту воздушного судна к признакам состава преступления (хулиганства);
  • установить специальную административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок на борту воздушного судна, установив срок давности привлечения к ответственности — один год;
  • предусмотреть в воздушном и гражданском законодательстве право перевозчиков вести учёт («чёрные списки») лиц, подвергнутых административному наказанию за правонарушения на борту воздушных судов;
  • предоставить авиакомпаниям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании публичного договора, право отказа в заключении договора воздушной перевозки либо взимания повышенной платы с лиц, включённых в учёты («чёрные списки»);
  • установить, что лицо, совершившее правонарушение на воздушном судне, возмещает каждому пассажиру, следующего тем же рейсом на данном воздушном судне, материальное возмещение морального вреда в размере стоимости авиабилета, уплаченного каждым пассажиром;
  • предусмотреть ограничения на выезд из Российской Федерации для граждан Российской Федерации, привлечённых к ответственности за правонарушения на воздушном транспорте, и запрет на въезд в Российскую Федерацию для иностранных граждан (подданных) и лиц без гражданства, привлекавшихся к ответственности за правонарушения на воздушном транспорте как в Российской Федерации, так и в иностранных государствах.
Читайте также  Летом 2017 года добраться в Норильск можно будет через Сургут и Новый Уренгой

В свою очередь, Росавиация не поддерживает идею увеличения стоимости билетов для дебоширов. Если ввести такую меру для тех, кто хулиганит на борту самолёта — курит, пьёт, пререкается с бортпроводниками, то получается, что за деньги пассажир может позволить себе любой каприз, пояснил свою позицию «Российской газете» глава Росавиации Александр Нерадько.

Инициатива вообще не продавать билетов дебоширам идёт вразрез с действующими международными нормами. Это просто невозможно, подчеркнул замглавы Росавиации Олег Клим: «Продажа перевозки — это публичная оферта, компания не продать билеты не может».

С этой проблемой уже сталкивались европейские авиакомпании, которые хотели вводить такие меры. Например, в Германии решили проблему по-другому. Немцы прописали в своем законодательстве отдельными статьями правонарушения на воздушном транспорте, которые подпадают под уголовную ответственность. И неотвратимость наказания оказалась действенной мерой.