Реалии вертолета Ми-6 и винтокрыла Ка-22: характеристики, грузоподъемность, стоимость

 

 

«23 сентября 1961 года лётчик-испытатель Ю. А. Гарнаев произвёл на серийном Ка-22 первый полет по кругу на высоте 1000 м со скоростью 200 км/ч.»

В середине прошлого века два главных вертолетных конструктора получили правительственные задания на постройку тяжелых: «В 1956 году технические требования были уточнены — летательный аппарат должен был перевозить груз весом до 5 тонн на расстояние порядка 700 км, а 4 тонн — до 1500 км с максимальной скоростью не менее 400 км/ч. Этим требованиям и должны были соответствовать будущие вертолет Ми-6 и винтокрыл Ка-22. 

М.Л. Миль в проектировании своего изделия пошел проверенным на вертолетах Ми-1 и Ми-4 путем классической схемы. 
Схема винтокрыла Ка-22 – была РЕВОЛЮЦИОННОЙ, поэтому от Ми-6 камовцы явно отставали: осенью 1959 года на нем уже был установлен мировой рекорд скорости = 262,92к/ч, а на Ка-22 только в сентябре 1961года Ю. Гарнаев произвел первый полет по кругу со скоростью 200к/ч. на высоте 1000м. 
А 7 ноября этого же года экипажем Д. К. Ефремова был установлен официально зарегистрированный мировой рекорд скорости для винтокрылов — 356,3 км/ч. В испытательном полете скорость достигала 370к/ч.

На первых порах оба аппарата выпускались с лопастями трапециевидной формы смешанной конструкции, с которыми у Ми-6 максимальная скорость была = 200к/ч., у Ка-22 соответственно — 350к/ч., а крейсерская — 270к/ч.
Позже на вертолет Ми-6 были установлены несущие винты с металлическими лопастями прямоугольной формы (прирост скорости в 50к/ч + крылья) и эксплуатационные скорости значительно выросли: Vmax. — до 300к/ч, а Vкр. — до 250к/ч. 

Для Ка-22 тоже были готовы лопасти с более высоким КПД и скоростные характеристики так же увеличились бы: Vкр. = 270к/ч. + 50к/ч =320к/ч. Даже с трапециевидными лопастями по факту он уже тогда имел высокую крейсерскую скорость, о чем свидетельствуют члены экипажа: «… Взлет «по-самолетному», спокойный полет на высоте 1000 метров в продолжение 15 минут. Скорость до 310 км/час».
Винтокрыл Ка-22 проектировался под турбовинтовые двигатели ТВ-2Ф мощностью по 5900 л.с. каждый, но ввиду неготовности таковых в серию был запущен с двигателями Д-25В мощностью по 5500л.с. Как написал Вл. Баршевский: «Потеря 800 л. с. эквивалента 2, 5 тоннам потери тяги, а это половина нашей грузоподъемности. Поэтому важнейшей задачей становилось совершенствование несущих винтов и уменьшение потерь…». (Владимир Баршевский: «Взгляд изнутри КБ»).

Говорят, что все познается в сравнении, поэтому не лишним будет сравнить Ми-6 и Ка-22: насколько выгодным и полезным мог быть винтокрыл, если бы Н.И. Камову дали возможность довести его до эксплуатационного состояния с последующим запуском в серию. А.П. Маслов и военный вертолетчик Г.Н. Мдивани говорили, что Камов мечтал вернуться к винтокрылу. Конструктор говорил, что причина катастроф с Ка-22 — малоизученная аэродинамика. Важно было подобрать винты нужного диаметра (как это сделали американцы). И еще он рассчитывал побороть недоброжелательность и зависть в Минавиапроме, не давшие ему осуществить задуманное…» 
На мой взгляд, последнее и лежит в основе запрета этого выдающегося проекта: «В 1962 г. Николай Ильич защищал докторскую диссертацию по совокупности выполненных работ, и М. Л. Миль сказал, что он достоин этой степени за один винтокрыл. Но все это было позже, через 10 лет». 

Читайте также  Двигатель который ждали. Миниатюрный ГТД для малой авиации.

Сегодня восстановление арктического о. Котельный начиналось с вертолета Ми-26. Расстояние полета из а/п Тикси до Котельного – чуть больше 500км. Вот и представим себе выше названные летательные аппараты на этой трассе. К тому же для начала разговора по Ми-6 имеются официальные данные из учебника «Вертолет Ми-6А» (А.Ф. Вахитов • Б.В. Буров): 
«Вес перевозимого груза на расстояние 500км. при взлетном весе 42500кг … 7516кг». 
Отсюда и начнем: Ми-6 с Ка-22 выполнены из одного и того же металла и с одними и теми же двигателями, значит цена их – одинакова. Максимальный взлетный вес у них тоже одинаковый: 42500кг. А вот вес конструкции у винтокрыла на 1400кг легче и соответственно он увез бы полезной загрузки настолько же больше, чем Ми-6, а именно: 
7516кг + 1400кг = 8916кг.

И это не все: расстояние в 500км. Ми-6 при V кр =250к/ч преодолеет за 2 часа полета. Винтокрылу при V кр.=320к/ч. потребуется время полета на 25мин. меньше. При расходе топлива 2300кг/час Ка-22 израсходует топлива на 1000кг. меньше, что позволит взять полезной загрузки на 1т. больше, опять же:
8916кг + 1000кг =9916кг. 

Т.е. на то время Ка-22 за один рейс перевозил бы полезного груза на расстояние в 500км ~10т. и больше вертолета Ми-6 на 2400кг. (9916кг. – 7516кг.), что составляет почти треть загрузки вертолета Ми-6.
Позже двигатель Д-25В был форсирован и получил приставку «Ф» с увеличением мощности на 1000л.с. Форсированные двигатели Д-25ВФ получили мощность по 6500кг. и установлены на вертолет В-12. Не может быть сомненья в том, что будь Ка-22 в эксплуатации – и он работал бы на этих двигателях, и уверенно перевозил бы все 15т. полезной загрузки.
Откуда я взял -15т. 

Читайте также  Злоключения авиационной промышленности в отдельно взятой стране

Сначала узнаем: сколько тяги выдают несущие винты Ка-22 на 1л.с. Для макс. взлетный вес винтокрыла требуется разделить на взлетную мощность двигателей:
42500кг : 11000л.с = 3,86кг/л.с. Для простоты округлим до 3,5кг/л.с.
Теперь возросшую взлетную мощность двигателей на 2000л.с.•3,5 кг/л.с = 7 000кг. Предположим в процессе доработок вес конструкции винтокрыла с расходом топлива увеличатся, тогда полезная загрузка увеличится не на 7т, а скажем на 5т. и в сумме составит 15т.
А Николай Ильич Камов и его ученик Сергей Викторович Михеев всегда доводили свои изделия до совершенства и с поправкой на будущий рост силы двигателей, тем более что Ка-22 изначально рассчитывался на более мощные двигатели ТВ-2Ф. Напомню, что рекорд грузоподъемности Ка-22 = 16350кг.
 

По цене.

Вертолет Ми-26 стоит в четыре раза дороже вертолета Ми-6 (читай Ка-22). Пусть в процессе доработок (форсированный двигатель, вероятность замены 4-х лопастных винтов на пяти лопастные и т.д.) Ка-22 подорожал бы, после чего стоил бы не в 4 раза, а в три раза дешевле вертолета Ми-26, который, кстати, по скоростным характеристикам практически не отличается от своего предшественника Ми-6. На перелет от а/п Тикси до о. Котельный ему потребуются те же 2 часа и груза он перевезет в 2,5раза больше Ми-6-го. Ка-22 с двигателями Д-25ВФ (суммарная мощность -13.000л.с.) в данном случае перевозил бы минимум 15 т полезного груза, а Ми-26 -20 т. Теперь предположим, что им каждому поставлена задача вывезти 60 т груза из а/п Тикси на о. Котельный. 
Вертолет Ми-26 данный груз по 20 т за рейс перевезет за 3 рейса. Его время полета туда и обратно составляет 4 часа., т.е. на 3 рейса потратит: 4 часа • 3 рейса= 12 часов.

 

 

При стоимости летного часа по 600 000 руб./час за его работу заказчиком будет выплачено: 
600 000 руб./час • 12 часов = 7.200 000 рублей. (Цена летного часа за 2013 год).
Винтокрылу для перевозки 60 т. при разовой загрузке в 15 т потребуется 4 рейса. Его время полета =1 час.35 мин., т.е. туда и обратно он затратит время = 3 часа.10 мин, а за 4 рейса = 12 часов 40 мин., для простоты подсчета — округлим до 13 часов. 
Ка-22 дешевле Ми-26 в 3 раза, отсюда 600 000 руб./час : 3 =200 000 руб./час, т.е. на 2013 год стоимость летного часа винтокрыла могла быть равной 200 000 р/ч. 
Теперь самое время подсчитать: в какую сумму обошлась бы перевозка 60 т. груза винтокрылом Ка-22:
200 000 р/ч • 13 ч. = 2 600 000 рублей.

Читайте также  Иллюзии в полете, которые могут стать трагической реальностью

Разница между 7 200 000 рулей и 2 600 000 рулей — ВПЕЧАТЛЯЕТ!
Странный прогресс: технический – Да, а экономическая отдача – полный регресс! Но нынешние руководители холдинга «Вертолеты России» хвалят себя: наш Ми-26 самый грузоподъемный в МИРЕ! Это так, но этого для серийного вертолета недостаточно и если выдающийся М.Л. Миль постоянно совершенствовал свои изделия по повышению экономической отдачи вертолетов, то «командиры» холдинга только хвалят свой застой в вертолетостроении, а ген. констр. МВЗ А.Г. Самусенко предрекает вертолету Ми-8 отработать еще 50лет (А.Г. Самусенко. Фильм «Великолепная Восьмерка).

Винтокрыл от дальнейших доработок был снят после двух катастроф, причина которых до конца не выяснена. Нет ни малейшего сомненья, что Ка-22 Н.И. Камовым был бы усовершенствован и стал бы надежной машиной в эксплуатации.
Попутно вспомнились не меньшие катастрофы при испытаниях наших выдающихся бомбардировщиков Ту-95 и Су-24, которые при доводке унесли тоже не одну жизнь летчиков-испытателей прежде чем стать ВЫДАЮЩИМИСЯ, но и сегодня исправно несут свою нелегкую службу с достоинством и честью по защите нашего Отечества! Су-24 в Сирии, а Ту-95 – по всему миру: «Медведи» были замечены у берегов Великобритании, Калифорнии, а также неподалеку от Японии и Аляски. Это наблюдательные миссии, но их основная цель, считает издание, – «напомнить другим странам, что Россия по-прежнему способна посылать ядерные бомбардировщики к их воздушным пространствам».
Хотя Ту-95 не является самолетом-невидимкой и уязвим для современных средств противовоздушной обороны, с крылатыми ракетами на борту ему и не нужно приближаться к системам ПВО, подчеркивается в статье.

«Почтенный «Медведь» хорошо приспособлен для транспортировки тяжелых крылатых ракет и пристального слежения за Тихим океаном и Атлантикой, особенно когда незаметность не только не нужна для миссии, но и противоречит ее цели», — отмечает NI. (National Interest: Ту-95 помогает России «троллить» другие страны. 05.09.2016)».

Виталий Беляев специально для Avia.pro

Подписывайтесь на актуальные новости