Авиация России: итоги 2016, планы на 2017

2016 год для российской гражданской авиации был неоднозначным. С одной стороны, не случилось новых крупных банкротств, как это произошло в 2015 с «Трансаэро», не прерывалось авиасообщение с другими странами, наметились положительные тенденции с возобновлением полётов в Египет.

С другой стороны, 2016-й запомнился и трагическими событиями…

19 марта в 3:50 мск в аэропорту Ростова-на-Дону потерпел катастрофу Boeing 737-800 компании FlyDubai, прилетевший из Дубая рейсом FZ-981. На борту находилось 55 пассажиров и семь членов экипажа.

* * *

Утром 9 июня, возвращаясь на базу в Кубинке после выполнения показательных полётов на церемонии открытия памятника авиаторам России в подмосковном посёлке Ашукино, разбился Су-27 пилотажной группы «Русские Витязи». За штурвалом находился гвардии майор Сергей Ерёменко. Самолёт рухнул в лесу рядом с деревней Мураново. Лётчик сделал всё возможное, чтобы увести падающую машину от жилых домов, на катапультирование уже не хватило времени.

* * *

Ранним утром 1 июля в Качугском районе Иркутской области при выполнении задания по тушению лесного пожара разбился самолёт Ил-76 ФГБУ «Аварийно-спасательная компания» МЧС России. На борту находился экипаж из 10 человек.


Читайте также: «Особая» ситуация на борту Ту-154 развивалась на протяжении 10 секунд

* * *

25 декабря около 5:40 мск через 70 секунд после взлёта из аэропорта Сочи упал в море самолёт Минобороны Ту-154 бортовой номер RA-85572. На борту находился ансамбль им. Александрова, главный военный дирижёр России Валерий Халилов, журналисты трёх федеральных телеканалов, военнослужащие и Елизавета Глинка — доктор Лиза, всего 92 человека. Самолёт направлялся в Сирию чтобы поздравить с Новым годом российских военных на авиабазе Хмеймим, а доктор Лиза везла в университетский госпиталь Латакии медикаменты.

Краткие итоги 2016 года

Предприятия российского оборонно-промышленного комплекса произвели 30 гражданских и 109 военных самолётов, а также 22 гражданских и 186 военных вертолётов.

В 2016 г. компания «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) произвела 22 самолёта Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) и поставила 28 бортов. Оба показателя превысили уровень 2015 г., когда ГСС собрали и передали 17 и 25 самолётов соответственно. Кроме того, компания перевыполнила план производства: в начале 2016 года предполагалось, что она соберёт только 20 SSJ 100.

8 июня в Иркутске состоялась презентация (выкатка) нового российского среднемагистрального самолёта МС-21-300. Это знаковое событие, т.к. лайнер воплотил в себе все самые современные технологии самолётостроения — его композитные крылья, изготовлены по технологии, которая пока нигде в мировом авиастроении не применялась, а уровень комфорта для пассажиров сравним с комфортом широкофюзеляжных самолётов — диаметр его фюзеляжа больше, чем у прямых конкурентов — А320-321 и В737.

* * *

Суперджет расширяет географию своего присутствия — в конце весны — начале лета 2016 года первый европейский эксплуатант — ирландская CityJet начала коммерческую эксплуатацию Суперджетов, на конец года в парке компании было три самолёта.


Читайте также: SSJ 100SV — второй шанс для Суперджета

Во второй половине года два самолёта были переданы Королевским ВВС Таиланда и по одному в Пограничную службу Казахстана и в компанию Comlux, все четыре лайнера выполнены в VIP-конфигурации салона. Всего в 2016 году в Комсомольске-на-Амуре было выпущено 18 самолётов Sukhoi Superjet 100. В 2017 году ОАК планирует увеличить производство SSJ-100 до 40 машин.

«Гражданские самолёты Сухого» завершили разработку эскизного проекта (Gate 3) удлинённой версии Суперджета — SSJ 100SV, рассчитанного на 120 пассажиров. В 2017 году на авиасалоне в Ле Бурже и на МАКС-2017 компания будет готова представить самолёт потенциальным покупателям.

* * *

В 2016 году было принято решение о финансировании работ по возобновлению производства турбовинтового самолёта местных воздушных линий Ил-114-300 и широкофюзеляжного дальнемагистрального Ил-96-400М.

* * *

Продолжаются работы по проекту широкофюзеляжного среднемагистрального самолёта «Фрегат Экоджет». КБ завершило этап концептуального проектирования, уже полностью разработан цифровой макет самолёта. При широком участии международной кооперации проведены аэродинамические и прочностные расчёты и эксперименты. Начинается разработка основных самолётных систем, бортового радиоэлектронного оборудования, силовой установки.

2016 год был событийным для транспортной авиации России.


Читайте также: Начались испытательные полёты Ил-76ТД-90ВД в Антарктиду

В конце года пресс-служба АК им. С.В. Ильюшина сообщила о завершении заводских лётных испытаний первого опытного модернизированного тяжёлого военнно-транспортного самолёта Ил-76МД-М. По программе предварительных (заводских) испытаний на самолёте было выполнено 17 полётов с общим налётом более 110 часов. В 2017 году самолёт планируется предъявить на государственные совместные испытания.

14 декабря в Ульяновске начался второй этап заводских испытаний первого опытного образца тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А (зав. №0102). На самолёте был модернизирован пилотажно-навигационный комплекс, установлены бортовой комплекс обороны и бортовой комплекс связи нового поколения.

В ноябре в рамках испытательной программы начались полёты Ил-76ТД-90ВД в Антарктиду по маршруту Кейптаун-Новолазаревская-Кейптаун.

В Воронеже на заводе ВАСО шла интенсивная работа по сборке первого лётного прототипа лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. В в начале года ожидается его выкатка, а до 1 июля — первый полёт.

Не осталась в стороне в 2016 году и специальная авиация.


Читайте также: В Таганроге совершил первый полёт новый Бе-200ЧС

30 мая в Таганроге состоялась выкатка первого серийного самолёта Бе-200ЧС. Ранее сборка этих самолётов осуществлялась на мощностях Иркутского авиационного производственного объединения. В 2008 году было принято решение о переносе производства самолётов данного типа в Таганрог. Бе-200ЧС зарекомендовал себя в ходе тушения пожаров и спасательных операций, в том числе за границей — в Греции, Португалии, Франции. Самолёт прошел процедуру европейской сертификации, планируется его сертификация в США.

16 июня в рамках ХХ Петербургского международного экономического форума между лизинговой компанией ОАО «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) и «Почтой России» было подписано Соглашение об основных условиях поставки двух грузовых самолётов Ту-204С. 2 декабря из аэропорта Внуково «Почта России» начала на этих самолётах полёты в Сибирь, на Дальний Восток и в Восточную Азию.

Продолжаются работы по созданию самолёта ДРЛО А-100. Самолёт находится на стадии опытно-конструкторских работ под шифром «Премьер-476», первый полёт А-100 совершит в 2017 году. Штатным самолётом для летающего радара А-100 «Премьер» станет транспортный Ил-76МД-90А, производство которого налажено на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске.

Военная авиация и вертолёты в 2016 году.


Читайте также: В Петрозаводск прибыло звено истребителей Су-35С (видео)

2016 год стал первым полноценным годом функционирования нового вида вооружённых сил России — Воздушно-космических сил (ВКС). За этот год в ВКС было проведено долее 50 военных тренировок, а военнослужащие ВКС провели порядка 30 тысяч бомбометаний и пусков ракет.

Также в течение года продолжалась работа по перевооружению соединений и частей ВКС на современные образцы военной техники. За год было поставлено более 350 единиц вооружения, военной и специальной техники. В их числе — самолёты Су-35С, Су-30СМ, Су-34, вертолёты Ка-52, Ми-28Н, Ми-26Т, Ми-35М, Ми-8АМТШ, зенитные ракетные комплексы С-400, зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С», различные радиолокационные станции радиотехнических войск. В соединения дальней авиации поступили два модернизированных ракетоносца Ту-160 и 2 ракетоносца Ту-95МС.

Всего, по известным данным, в 2016 году Вооруженные Силы России получили 69 боевых самолётов нового производства:

  • 12 МиГ-29СМТ
  • два Су-30М2
    • Это последние два двухместных истребителя Су-30М2, построенные на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина по контракту от декабря 2012 года на поставку Министерству обороны 16 самолётов Су-30М2. Самолёты с синими бортовыми номерами «89» и «90» (серийные номера 88522 и 88523) поступили в апреле 2016 года в состав 38-го истребительного авиационного полка 27-й смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа на аэродроме Бельбек (Крым), однако фактически с лета 2016 года использовались в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова в Жуковском в качестве «спарок» для обучения китайского лётного состава на самолёты Су-35.
  • 17 Су-30СМ
  • 16 Су-34
  • 12 Су-35С
  • 10 Як-130.

Это несколько меньше, чем в пиковые 2014 и 2015 годы, что связано в первую очередь с некоторым сокращением поставок самолётов Су-30СМ и Як-130 с Иркутского авиационного завода, отчасти ввиду выполнения предприятием экспортных программ.

Поставки боевых самолётов в 2008-2016 годах
По данным ИА «Оружие России»

Тип
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016

МиГ-29СТМ

28





4
12

МиГ29УМБ

6





2

МиГ-29КР




 
2
8
10

МиГ-29КУБР





2
2

Су-27СМ3


4
8




Су-30М2


2
2

3
8
3
2

Су-30СМ




3
14
21
27
17

Су-34
1
2
4
6
10
14
18
18
16

Читайте также  Проект межправсоглашения по авиабезопасности передан Египту

Су-35С




2
8
24
12
12

Як-130

3
6
3
15
18
20
14
10

Всего
1
39
16
19
29
61
101
90
69

19 августа в Новосибирске был выпущен сотый бомбардировщик Су-34. Четыре таких самолёта базируются на авиабазе Хмеймим в Сирии.

В апреле Министерство обороны РФ и ПАО «Корпорация «Иркут» заключили новый контракт на поставку ВКС более 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ на период до конца 2018 года, сообщает управление пресс-службы и информации Минобороны. Поставки будут осуществляться в рамках выполнения государственного оборонного заказа 2016-2018 годов.


Читайте также: Завершаются госиспытания истребителя пятого поколения ПАК ФА

За 2016 год были построены седьмой, восьмой и девятые экземпляры ПАК ФА и работы по новейшему самолёту для российских ВКС продолжаются. 11 ноября в лыткаринском Опытно-конструкторском бюро имени А. Люльки (Москва, филиал ПАО «УМПО») состоялся первый запуск стендового образца двигателя-демонстратора «изделие 30». Испытания двигателя на самолёте ПАК ФА начнутся в конце 2017 года. Испытания ПАК ФА завершаются, в 2017 году в ВКС поступит первая партия из пяти серийных машин.

24 ноября поднялся в небо первый опытный образец нового российского многофункционального истребителя лёгкого класса МиГ-35 бортовой номер «702». Испытания истребителя начнутся уже в январе 2017 года.

25 декабря в Китай были доставлены первые четыре многоцелевых истребителя Су-35С. Всего по контракту в КНР будут переданы 24 сверхманёвренных истребителя.

В течение 2016 года более 60 новых вертолётов, включая Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-35, Ми-8АМТШ «Терминатор», Ми-26, Ансат-У, поступили с заводов-изготовителей в части армейской авиации. В октябре 2016 года во время испытаний «демонстратора технологий скоростного вертолёта» (ПСВ) на базе Ми-24 была достигнута скорость 405 км/ч. Максимальная скорость Ми-28Н и Ми-35 составляет около 300 км/ч.

В 2016 году заключено соглашение о создании совместного предприятия по производству легких вертолётов Ка-226Т в Индии. В самом конце декабря стало известно, что на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ) в целях скорейшего выполнения межправительственного соглашения по производству и поставке Индии этого новейшего легкого вертолёта будет развёрнуто дублирующее производство Ка-226Т.

В соответствии с межправительственным соглашением, подписанным Россией и Китаем, ведётся работа по созданию совместного перспективного тяжёлого вертолёта.

Стратегическая авиация


Читайте также: Ту-95МСМ — ракетоносец стратегических крылатых ракет большой дальности Х-101 / 9 мая 2016 г.

Развёрнуты работы по возобновлению производства стратегического бомбардировщика Ту-160 в версии Ту-160М2. К проектным работам привлечены все ведущие КБ страны — Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна. В 2016 году была продемонстрирована «стеклянная кабина» обновляемой машины. На авиазаводе в Казани, где будет производиться самолёт, началась модернизация производственных линий, параллельно запущено производство отдельных узлов и компонентов бомбардировщика, на ПАО «Кузнецов» началась серийная сборка двигателей НК-32-02. Первый полёт опытного модернизированного Ту-160М2 запланирован на конец 2018 года.

Турбовинтовой Ту-95МС проходит модернизацию до версии Ту-95МСМ. После модернизации машины способны нести новейшие стратегические крылатые ракеты большой дальности Х-101. Самолёты были продемонстрированы во время воздушного парада над Красной площадью 9 мая 2016 года. В 2017 году в Жуковском на лётно-испытательной и доводочной базе (филиал ОАО «Туполев») работы по модернизации очередных машин будут продолжены.

В России параллельно ведётся разработка Ту-160М2 и перспективного авиационного комплекса дальней авиации — ПАК ДА. Модернизационные возможности самолёта Ту-160 оказались значительно выше, чем закладывались изначально при проектировании. По своим лётно-техническим характеристикам это до сих пор непревзойденный в мире бомбардировщик дальней авиации. Он имеет лучшие лётно-технические характеристики, хотя и не выпускался почти 30 лет.

Ту-160М2 будет совершенно другим самолётом. Сохранится только прежний фюзеляж, внешний облик. Мощность двигателя НК-32-02 на 10% юлдбше, чем у своего предшественника НК-32. Система управления, навигация, система управления оружием, авиационные средства поражения будут совершенно нового поколения. Таким образом, боевые возможности самолёта Ту-160 выпуска середины 1980-х годов и самолёт Ту-160М2 — это разные машины. Серийное производство Ту-160М2 начнётся после завершения всех испытаний — с 2021 года.

Что касается, ПАК ДА, то характер боевых действий начинает меняться, на смену обычным авиационным средствам поражения приходят гиперзвуковые авиационные средства поражения с большей дальностью и с большей точностью. И перспективному самолёту-носителю на рубеже 2025–2030 годов необязательно иметь такие характеристики, как сверхзвуковая скорость. Нужно максимально долго и незаметно находиться на боевом дежурстве в воздухе, для того чтобы, не входя в зону поражения, выпустить свои средства поражения по намеченным целям.

Минобороны координирует с промышленностью организацию всех работ, таким образом, чтобы подготовка производства Ту-160М2 и ПАК ДА проводилась одновременно. Максимальное количество технологических операций будет одно и то же, производственное оборудование будет использоваться одно и то же — и для Ту-160, и для ПАК ДА, т.е., на подготовку производства деньги будут потрачены один раз. Вместе с тем, учитывая секретность программы ПАК ДА в 2017 году большого потока новостей по перспективному самолёту не ожидается.

Учебно-тренировочные самолёты

В 2016 году на испытания поступили сразу два типа учебно-тренировочных самолёта: СР-10 и Як-152.


Читайте также: СР-10 — спортивно-пилотажный самолёт

В декабре 2015 года на аэродроме Орешково в Калужской области начались заводские испытания самолёта-демонстратора СР-10, весной-летом 2016-го в Кубинке прошли предварительные испытания, на которых выполнено около 30 полётов по заранее спланированной программе. В 2017 году на Смоленском авиазаводе предполагается собрать два первых лётных прототипа, первый из которых поступит на государственные испытания. Начало серийных поставок УТС СР-10 планируется на 2018 год.

27 августа 2016 года в Иркутске был выкачен первый лётный прототип поршневого УТС первоначальной лётной подготовки Як-152. 29 сентября самолёт совершил первый полёт. На ИАЗ будет построено четыре опытных образца Як‑152. Два самолёта предназначены для проведения лётных испытаний, один — для наземных статических испытаний, и ещё один — для наземных ресурсных испытаний. После завершения госиспытаний ИАЗ приступит к серийному выпуску самолётов Як‑152.

Беспилотные летательные аппараты

В 2016 году в Вооруженные Силы Российской Федерации поставлено 105 беспилотных авиационных комплексов, включающих 260 беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Общее количество находящихся на вооружении БЛА различного назначения составляет почти 2 тыс. единиц.

Авиакомпании и авиаперевозки

В области гражданских авиаперевозок год запомнится двумя событиями: 22 июля Росавиация отменила запрет на полёты в Турцию, осенью было объявлено решение менеджмента «Трансаэро» о перезапуске компании.

После девятимесячного перерыва с начала сентября возобновились чартерные полёты в Турцию, при этом регулярное авиасообщение между странами практически не прерывалось. Специалисты туриндустрии прогнозировали, что до конца 2016 года не стоит ожидать полноценного чартерного авиасообщения. Однако восстановление чартерных полётов на турецкие курорты, хотя и произошло в конце высокого сезона, положительно сказалось как на туроператорах, так и на авиакомпаниях.

В конце 2015 года «Трансаэро» не смогла обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей. Процедура наблюдения в «Трансаэро» по заявлению Сбербанка была введена ещё в декабре 2015 года. Осенью 2016 года перевозчик предложил своим кредиторам стать акционерами новой компании. По словам генерального директора компании Александра Бурдина, мировая практика банкротств авиаперевозчиков свидетельствует о том, что единственный шанс для кредиторов вернуть инвестиции – это перезапуск компании, реструктуризация кредитов и их конвертация в акции.


Читайте также: «Трансаэро» рассматривает варианты восстановления сертификата эксплуатанта

Крупнейшие кредиторы, однако, ясно дали понять, что такой план им неинтересен, как сказал глава ВТБ Андрей Костин, «Трансаэро» — это «феникс, который никогда не восстанет». Кредиторы в перезапуск компании не верят, любой нормальный инвестор предпочтёт вкладывать средства в компанию с нуля, заявляют эксперты.

Многие авиакомпании на фоне ухода «Трансаэро» с рынка смогли улучшить финансовые результаты. После аннулирования у «Трансаэро» сертификата эксплуатанта в октябре 2015 года группа «Аэрофлот» получила на год допуски и коммерческие права перевозчика на наиболее прибыльные 56 международных направлений из Москвы. Сам «Аэрофлот» получил 23 направления, увеличив частоту полётов или открыв новые рейсы. Еще 33 маршрута получила дочерняя «Россия» (полёты по ним начались после передачи самолётов «Трансаэро»). Также восемь допусков получили «Оренбургские авиалинии» (сейчас входят в «Россию»). Позднее группа отказалась от допусков по 13 направлениям: от 3 из них — «Аэрофлот», от 10 — «Россия».

Но особенно впечатляющим выглядит рост показателей (см. таблицу 1) у компании ЮВТ АЭРО — пассажирооборот вырос в 6,8 раза. Это объясняется тем, что сама компания была основана в апреле 2015 года, 8 июля 2015 года получила сертификат эксплуатанта, а 15 июля — лицензию на выполнение коммерческих пассажирских полётов. 17 июля 2015 года был выполнен первый регулярный рейс из Бугульмы в Москву.

Читайте также  Ростуризм поддерживает обнуление НДС при внутренних авиаперелётах

Начиная с 27 марта авиакомпании «Донавиа» и OrenAir начали выполнять полёты под кодом авиаперевозчика «Россия» (FV), «дочке» «Аэрофлота» — произошло анонсированное ещё в начале 2016 года объединение компаний.

Таблица 1
По данным Росавиации

Перевозки пассажиров и пассажирооборот за январь-ноябрь 2015-2016 гг. (международные и внутренние перевозки)

N
Авиапредприятие
Перевезено пассажиров,
чел.

Пассажирооборот,
тыс.пас.км.

Процент занятости
пассажирских кресел, %

2015
Янв-Ноя

2016
Янв-Ноя

%
Янв-Ноя 2016
к Янв-Ноя 2015

2015
Янв-Ноя

2016
Янв-Ноя

%
Янв-Ноя 2016
к Янв-Ноя 2015

2015
Янв-Ноя

2016
Янв-Ноя

+/-
Янв-Ноя 2016
к Янв-Ноя 2015

1
Аэрофлот — российские авиалинии
24 063 999
26 616 730
110,6
68 342 160,20
75 978 747,10
111,2
79,9
81,6
+ 1.7

2
Сибирь
7 572 987
8 860 354
117,0
14 496 324,00
16 817 815,00
116,0
80,5
85,8
+ 5.3

3
Россия
4 478 289
7 480 121
167,0
8 228 197,55
17 131 592,86
208,2
76,1
82,4
+ 6.3

4
ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»
5 169 343
6 148 039
118,9
9 338 956,91
10 037 757,51
107,5
71,1
72,3
+ 1.2

5
Уральские Авиалинии
5 102 095
5 995 826
117,5
12 344 496,42
14 258 038,24
115,5
75,9
78,6
+ 2.7

6
Победа
2 759 242
3 945 599
143,0
4 190 237,91
6 171 399,18
147,3
81,4
87,9
+ 6.5

7
Глобус
2 240 296
3 338 657
149,0
5 600 992,00
8 300 972,00
148,2
81,0
84,5
+ 3.5

8
АЗУР эйр
2 223 965
2 172 602
97,7
8 232 961,04
10 963 905,69
133,2
93,5
94,5
+ 1.0

9
ВИМ-АВИА
1 508 185
1 967 060
130,4
2 999 954,12
4 622 772,58
154,1
74,2
74,7
+ 0.5

10
Северный Ветер
2 595 111
1 644 705
63,4
7 967 817,33
5 314 423,67
66,7
92,1
90,4
— 1.7

11
Авиационная транспортная компания «Ямал»
1 343 721
1 358 570
101,1
2 822 836,13
2 722 951,20
96,5
73,3
67,9
— 5.4

12
Аврора
1 046 421
1 268 344
121,2
1 746 059,81
2 062 195,59
118,1
72,0
73,4
+ 1.4

13
НордСтар
1 050 035
1 206 238
114,9
2 440 122,59
2 641 585,42
108,3
72,1
74,6
+ 2.5

14
РОЯЛ ФЛАЙТ
829 772
917 323
110,6
2 720 394,43
3 968 117,20
145,9
91,9
92,1
+ 0.2

15
Икар
1 021 953
912 976
89,3
4 526 674,47
4 632 378,14
102,3
85,3
83,2
— 2.1

16
Нордавиа-региональные авиалинии
676 332
889 400
131,5
914 736,80
1 327 982,77
145,2
70,4
76,6
+ 6.2

17
Ред Вингс
980 785
887 348
90,5
1 680 489,24
1 679 032,55
99,9
79,5
85,8
+ 6.3

18
Якутия
592 010
632 097
106,8
1 489 903,85
1 678 031,69
112,6
75,7
82,9
+ 7.2

19
РусЛайн
538 511
557 420
103,5
492 768,53
546 001,09
110,8
67,1
66,0
— 1.1

20
Оренбургские авиалинии
2 703 435
491 346
18,2
6 021 782,56
1 494 308,67
24,8
73,8
77,8
+ 4.0

21
Саратовские авиалинии
491 745
465 686
94,7
574 487,00
589 534,00
102,6
87,1
82,1
— 5.0

22
АЙ ФЛАЙ
599 866
401 436
66,9
1 900 238,63
1 233 109,19
64,9
86,2
83,3
— 2.9

23
АЛРОСА
319 359
394 674
123,6
849 893,21
1 025 632,78
120,7
74,6
78,5
+ 3.9

24
Ангара
354 796
384 236
108,3
394 723,11
437 746,99
110,9
70,4
77,2
+ 6.8

25
Ижавиа
251 854
284 957
113,1
340 272,76
403 944,03
118,7
78,8
80,1
+ 1.3

26
КрасАвиа
185 618
237 709
128,1
200 129,92
304 106,18
152,0
57,1
64,5
+ 7.4

27
Газпром авиа
274 679
226 530
82,5
509 497,22
429 153,27
84,2
61,2
58,5
— 2.7

28
Турухан
212 847
220 503
103,6
200 482,99
175 927,89
87,8
65,0
58,2
— 6.8

29
ИрАэро
251 065
213 770
85,1
292 607,62
301 327,79
103,0
71,0
63,2
— 7.8

30
ДОНАВИА
1 400 816
209 478
15,0
1 846 781,34
268 372,33
14,5
72,0
66,7
— 5.3

31
Северсталь
173 055
202 609
117,1
153 358,01
142 412,15
92,9
54,2
47,5
— 6.7

32
ЮВТ АЭРО
33 845
190 632
в 5.6 р
39 933,98
271 086,49
в 6.8 р
66,5
75,2
+ 8.7

33
Комиавиатранс
136 303
179 556
131,7
133 500,05
204 333,34
153,1
68,5
70,8
+ 2.3

34
Полярные авиалинии
110 131
106 607
96,8
75 470,62
70 344,53
93,2
52,7
56,3
+ 3.6

35
Международный аэропорт «Оренбург»
89 673
86 348
96,3
43 966,55
38 063,55
86,6
61,0
59,5
— 1.5

 
Итого по сумме авиакомпаний
73 382 139
81 095 486
110,5
174 153 208,90
198 245 102,66
113,8


 
В целом по ГА
86 540 149
81 905 392
94,6
213 364 787,81
198 853 091,13
93,2
80,2
81,5
+ 1.3

Осенью министр транспорта Максим Соколов сообщил, что в России может быть создана новая авиакомпания «Азимут». Предполагается, что авиакомпания будет заниматься перевозками на юге России, а её парк составят десять региональных самолётов Sukhoi Superjet 100. В качестве базового аэропорта рассматривается строящийся «Платов» в Ростове-на-Дону. Инвестиции в создание новой авиакомпании могут составить до 300 млн долларов.

Как юридическое лицо компания «Азимут» создана, для её полноценного запуска необходимо получить лицензию на осуществление коммерческих перевозок.


Читайте также: SSJ 100 на всех желающих не хватает

В целом в течение года рынок пассажирских авиаперевозок в России продолжил падать (см. таблицу 2). За 11 месяцев 2016 года всего перевезено 81 905 392 пассажира, что составило 94,6% к тому же периоду 2015 года, в том числе международные перевозки составили 29 707 372 человек или 79%. Перевозки на внутренних авиалиниях составили 52 198 020 человек (рост 106,7% по отношению к 2015 г.), из них на местных рейсах было перевезено 1 745 811 пассажиров или 104,6% по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

В январе-феврале 2017 года ожидается принятие решения о возобновлении авиасообщения с Египтом. Если это произойдёт, то в первую очередь самолёты начнут летать в Каир, затем начнётся восстановление полётов в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. Несомненно, это положительно скажется на росте пассажирооборота российских компаний, которые получат допуски на чартерные полёты в Египет.

Таблица 2
По данным Росавиации

Перевозки пассажиров
чел.
86540149
81905392
94,6

в том числе:
 
 
 
 

Международные перевозки
 
37617338
29707372
79

из них:
 
 
 
 

между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ
 
30885288
23956142
77,6

между Россией и странами СНГ
 
6732050
5751230
85,4

Внутренние перевозки
 
48922811
52198020
106,7

из них:
 
 
 
 

местные перевозки
 
1669203
1745811
104,6

Авиационные двигатели

В ноябре начался второй этап лётных испытаний на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ нового российского ТРДД ПД-14. 1 декабря самолёт выполнил взлёт с работающим на максимальном режиме опытного образца ПД-14 № 100-07.


Читайте также: Die Welt: Россия и Китай потеснят Запад на рынке гражданской авиации

В 2016 году началось проектирование перспективного ТРДД с тягой 35 тонн — ПД-35. Начало лётных испытаний на летающей лаборатории запланировано на 2020 год. Работы по проекту ПД-35 будут финансироваться из президентского фонда, предполагается создание следующего поколения двигателей большой тяги от 20 до 50 тонн для широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов. Проект оценивается в 180 миллиардов рублей на 10 лет, серийный выпуск новых отечественных авиадвигателей должен начаться к 2026 году. В первую очередь ПД-35 планируется устанавливать на перспективный российско-китайский дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт.

* * *

В 2016 году целиком из отечественных комплектующих изготовлено 60 двигателей ВК-2500, в планах на 2017 год — на 60% больше — 96 штук.

Что будет в 2017 году.

Военные самолёты

В 2017 году будут завершены испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации — ПАК ФА (Т-50). В армейскую авиацию ВКС поступит первая установочная партия из пяти серийных самолётов. В IV квартале 2017 года планируется начать испытания двигателя второго этапа «изделие 30», сейчас самолёт летает с двигателями первого этапа АЛ-41Ф1 (изделие 117). На одном из лётных экземпляров Т-50 вместо штатного двигателя будет установлен опытный образец, сам самолёт будет использоваться в качестве летающей лаборатории.

* * *

В начале года должны начаться лётные испытания нового лёгкого многоцелевого истребителя МиГ-35. Первый полёт самолёт совершил 17 ноября 2016 г.

* * *

До конца года должны завершиться работы по подключению истребителей Су-35С и Су-27СМ3 к автоматизированной системе управления «Постскриптум», с помощью которой машины смогут «видеть» крылатые ракеты, беспилотники и вражеские самолёты на удалении в несколько сот километров. При необходимости СУ «Постскриптум» сможет управлять самолётом с земли без участия пилота. Стоимость работ — 35 млн рублей.

Читайте также  О таможенных пошлинах на импортные самолёты и проблемах российского гражданского авиастроения

* * *

В 2017 году совершит первый полёт самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-100. Самолёт-лаборатория А-100ЛЛ уже технически полностью готов к проведению лётных экспериментов.

* * *

На Казанском вертолётном заводе в 2016 году была разработана технология одношагового формования композитных лопастей вертолётов. Перо серийной лопасти несущего винта вертолёта «Ансат» состоит из двух составных частей – лонжерона и хвостовой секции. Они изготавливаются по отдельности, после чего производится их сборка. Новая разработка выполнена с применением технологии безлонжеронной компоновки, которая предполагает изготовление пера лопасти за один переход в пресс-форме, там же происходит сборка заготовки пера лопасти.

На период с июня по ноябрь 2017 года на заводе намечен первый этап стендовых и лётных испытаний опытных образцов лопастей. До конца года будут завершены лётные испытания для оценки технических характеристик лопасти. Опытные работы планируется завершить и начать серийное производство новой лопасти в течение 2017-18 годов.

Пассажирские самолёты

Главным событием российской гражданской авиации в 2017 году будет первый полёт и начало лётных испытаний среднемагистрального самолёта МС-21. Это событие ожидается в самом конце зимы-начале весны. Дату объявят в феврале, и она будет зависеть не только от технической готовности лайнера, но и от состояния погоды в Иркутске.


Читайте также: МС-21 — последние новости и статус программы

До конца зимы будут завершены лётные испытания двигателя ПД-14, которые проходят на летающей лаборатории Ил-76. Затем пройдут наземные испытания двигателя на испытательном стенде, который позволяет производить измерения параметров двигателя и его отладку в процессе испытания. В 2017 году на «Пермских моторах» планируется собрать четыре новых двигателя, два из которых предназначены для проведения лётных сертификационных испытаний самолёта МС-21. Помимо сборок, в рамках проведения сертификационных испытаний на заводе будет осуществлено более 10 переборок ПД-14. Таким образом, АО «ОДК-Пермские моторы» готово выйти на серийные объёмы производства ПД-14 ближе к концу года, производственные мощности на заводе уже подготовлены.

* * *

До конца 2017 года региональный самолёт Sukhoi Superjet 100 получит сертификат Европейского агентства по безопасности полётов (EASA) для посадки по крутой глиссаде. Сертификационные испытания пройдут по заявке европейского эксплуатанта — ирландской авиакомпании CityJet для возможности совершения рейсов в аэропорт Лондон-Сити, который находится в плотной городской застройке столицы Великобритании и посадка в нём осуществляется под углом 5,5 градусов, что почти вдвое больше стандартного угла глиссады в 3 градуса.

* * *


Читайте также: На создание Ил-114 и Ил-96-400 будет выделено 100 млрд рублей

В 2016 году было принято принципиальное решение о перепроектировании и возобновлении производства широкофюзеляжного самолёта Ил-96-400М. Этот самолёт должен закрыть пустующую нишу в отечественном авиапроме до начала производства ШФДМС — совместного российско-китайского дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера. На Ил-96-400М будут вероятно устанавливаться двигатели ПС-90А1, хотя были сообщения о планах по оснащению самолёта двигателями ПД-14. Самолёт получит увеличенный на 10 метров фюзеляж, НПО «Родина» предлагает АК им. Ильюшина перепроектировать системы управления лайнером. Документация по планеру нового воздушного судна практически подготовлена, но требуется существенно пересмотреть концепцию салона. На конец 2019 года намечен выпуск первого опытного образца самолёта Ил-96-400М

* * *

Продолжаются работы по подготовке возобновления производства турбовинтового самолёта местных авиалиний Ил-114-300. В 2017 году нижегородский авиазавод «Сокол» начнёт сборку из задела, оставшегося на ТАПОиЧ, первых четырёх машин. Первый полёт запланирован на 2018 год.

Всего на программы восстановления производства Ил-96-400М и Ил-114-300 из госбюджета до 2021 года будет выделено 100 млрд рублей — по 50 млрд на каждую программу.

* * *

Очень интересный проект разрабатывает «ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина» в Новосибирске. В планах института уже в середине 2017 года предложить авиастроительным предприятиям полный комплект документации для серийного производства глубоко модернизированную версию самолёта Ан-2 — ТВС-2МС с композитным фюзеляжем.

Если институт не сумеет найти предприятие, готовое начать серийное производство самолёта, то начнёт собственными силами производить их малой серией, чтобы заинтересовать потребителей и потенциальных покупателей.

Ещё один перспективный проект института — модернизированный двухдвигательный Як-40 на 25 кресел с композитным фюзеляжем и крылом. Опытный образец такого самолёта в институте планируют поднять в воздух в конце 2017 года. 29 ноября 2016 года в Новосибирске на аэродроме Ельцовка впервые взлетел самолёт-лаборатория Як-40 в двухдвигательной конфигурации.

Транспортные самолёты

До 1 июля должен состояться первый полёт нового лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В. В январе-феврале готовый планер самолёта будет отправлен в цех окончательной сборки для подготовки систем самолёта к первому полёту.

* * *

Что касается проекта Ил-214, который первоначально разрабатывался в кооперации с Индией, то сейчас (и, вероятно, в течение всего 2017 года) в ОКБ им. Ильюшина проект будет вестись в инициативном порядке. В качестве силовой установки самолёта рассматриваются два двигателя ПС-90А-76 либо ПД-14, в ЦАГИ ведутся работы по подготовке к продувке в аэродинамической трубе масштабной модели этого самолёта как с макетами двигателей ПС-90А, так и ПД-14. Вероятно, новостей по этому самолёту в течение года будет немного.

* * *


Читайте также: ПАК ТА — проект тяжёлого транспортного самолёта

По проекту перспективного авиационного комплекса транспортной авиации — ПАК ТА/ПАК ВТА будет проведён анализ имеющихся проектов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по аэродинамике, прочности и системам управления. В качестве силовой установки оптимальным вариантом может стать новый двигатель ПД-23, по которому ведутся опытно-конструкторские работы. В этом случае ПАК ВТА может иметь полезную нагрузку в 100 тонн. Если заказчик (МО России) потребует 80-тонную машину, то в качестве силовой установки можно будет использовать ПС-90А1. В качестве базового для ПАК ВТА рассматривается проект самолёта Ил-106 (1987 год), но основательно переработанный с широким использованием композиционных материалов. Большого количества новостей по этому самолёту в течение 2017 года также не ожидается.

* * *

В 2016 году началась проработка проекта среднего транспортного самолёта, который должен прийти на замену Ан-12. Самолет уже имеет название — средний транспортный самолёт 21 — СТС-21. Минобороны обсуждает с минпромторгом планы по разработке и началу производства этого самолёта начиная с 2021 или 2022 года. Планируется, что в год минобороны будет получать 8-10 машин.

Вертолёты

В 2017 году ожидается поставка по контракту между холдингом «Вертолёты России» и минобороны РФ «лидерной» партии доработанных по требованиям военного ведомства многоцелевых вертолётов Ми-38. Серийные поставки планируется начать в 2018 году.

* * *

Ожидается завершение сертификации и полноценный выход на рынок новых российских средних многоцелевых вертолётов – Ми-171А2, которые по прогнозам специалистов будут востребованы крупными российскими и международными операторами вертолётной техники. В классе легких вертолётов планируется рост лицензионного производства в России вертолётов Airbus Helicopters H135 и Bell 407GXP.

* * *

На Кумертаусском авиационном производственном предприятии (КумАПП) в 2017 году планируется подписать ряд новых контрактов на поставку вертолётов Ка-32А11ВС, а также проведение капремонта и модернизацию Ка-28 для зарубежного заказчика. Предприятие продолжит модернизацию вертолётов Ка-27. Суммарно планируется осуществить поставку продукции на 45% больше, чем в 2016 году. В авиационные соединения Северного флота поступят шесть модернизированных многоцелевых вертолёта Ка-27М.

* * *

В 2017 году Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) получит бюджетные инвестиции для приобретения 29 новых вертолётов производства холдинга «Вертолеты России». Новые вертолёты пополнят парк российских авиакомпаний. Среди моделей, которые попадают под программу лизинга ГТЛК – новый вертолёт «Ансат», а также хорошо известные операторам вертолётной техники по всему миру Ми-8АМТ (производства У-УАЗ) и Ми-8МТВ (производства КВЗ).

* * *

Казанский вертолётный завод (КВЗ) в 2017 году планирует реализовать порядка 70 вертолётов — на уровне 2016 года. На заводе серийно производятся вертолёты Ми-8, Ми-17, а также перспективный «Ансат», готовится серийное производство Ми-38.

Беспилотные летательные аппараты

Ожидается, что 2017 год станет переломным в вопросах сертификации авиатехники – Минтранс, Минпромторг и Минэкономразвития готовят комплекс решений, направленных на упрощение процедуры сертификации воздушных судов. Так, планируется отмена сертификации для разработчиков сверхлёгких и лёгких летательных аппаратов, включая беспилотные воздушные суда с максимальной взлётной массой до 30 кг. Это даст серьёзный стимул для развития в России лёгкой гражданской и беспилотной авиации.

Андрей Величко,
январь 2017

Источники:

  • Интерфакс
    • http://www.interfax.ru/business/533967
  • РИА Новости
    • https://ria.ru/defense_safety/20161012/1479079342.html
  • Росавиация
    • http://www.favt.ru/novosti-novosti/?id=3157
    • http://www.favt.ru/novosti-novosti/?id=3172
  • ИА «Оружие России»
    • http://www.arms-expo.ru/news/…v_2016_godu/
    • http://www.arms-expo.ru/news/vooruzhenie_…_mayskie_ukazy/
  • Ассоциация вертолётной индустрии
    • http://www.helicopter.su
  • Пресс-служба Министерства обороны РФ
    • http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12107826@egNews
  • Деловой авиационный портал
    • http://www.ato.ru/content/gss-narastili-proizvodstvo-i-postavki-samoletov-ssj-100